Скалолазание
История скалолазания берет свое начало среди высочайших горных массивов. Сегодня скалолазы всех возрастов преодолевают себя и законы гравитации на красивейших скалах по всему свету. По сути, скалолазание имеет тот же возраст, что и альпинизм.
Покорение горных вершин всегда включало элементы скалолазания. Многие считали скалолазание нестоящим занятием, в сравнении со значимостью достижения высочайшей горной вершины. С начала 20 века скалолазание становится популярным. С 50 –х годов скалолазание начало претерпевать изменение и получило признание как самостоятельный вид спорта. Это признание спровоцировало всплеск интереса, а усовершенствование техники лазания и снаряжения повлекло значительный рост уровня лазания. Скалолазание получило признание, сложность маршрутов росла, в то время как трассы укорачивались. В 60-е г.г. в основном практиковались многодневные степенные восхождения, а стандарты свободного лазания играли второстепенную роль. Со временем, все больше скалолазов увлекались свободным лазанием по все более сложным маршрутам, а затем интерес пал на сложность отдельных движений. В начале 80-х, наиболее популярным были короткие (длиной в одну «веревку») маршруты высокой сложности. Скалолазов все больше и больше интересует сложность перехватов, вследствие чего маршруты оборудуются стационарными точками страховки. Сложнейшие движения требовали от скалолазов особенной силы и гибкости, поэтому стационарная страховка, не требующая дополнительных энергозатрат, стала применяться в спортивном скалолазании.
Появление спортивного скалолазания, его признание, навсегда изменило этот вид спорта, и возникновение искусственных скалодромов стало неизбежным
С 2008 года на базе Центра детского юношеского туризма и экскурсий начал действовать первый в городе искусственный скалодром. За прошедшее время на скалодроме проведено более 500 практических занятий по подготовке обучающихся к соревнованиям по туристскому многоборью.
С этого же года успешно стартовало развитие нового вида туристского многоборья- проведение соревнований по технике пешеходного туризма в закрытых помещениях. В 2010 году впервые отделом спортивного туризма ЦДЮТиЭ организовано и проведено первенство города среди учащихся школ города по скалолазанию на искусственном рельефе (ход соревнований освящал 11 канал Пензенского телевидения) и на сегодняшний день этот вид соревнований остается одним из любимых среди учащихся образовательных учреждений города Пензы.
Скалолазание - вид спорта, который заключается в лазании по естественному или искусственному рельефу. Этот спорт возник из альпинизма, и является одной из его техник. Однако, цель скалолазания - не достижение горных вершин, а сам процесс преодоления препятствий.
Скалолазание - уникальный вид спорта, сочетающий в себе физические нагрузки и развитие логического мышления. Также скалолазание развивает личностные качества воспитанников, учит настойчивости, целеустремлённости, собранности, взаимопониманию.
Занятия по скалолазанию направлены на совершенствование (а точнее, на «совершенство») умственного и физического развития, укрепление здоровья, приобщение обучающихся к культурным ценностям, которые могут быть отнесены не только к данному виду деятельности человека.
Скалолазная подготовка отражает, с одной стороны ожидания и устремления детей к «настоящим» (не виртуальным) формам жизни, где они могут почувствовать не только пределы своих интеллектуальных, социально-возрастных и физических возможностей, но самое главное могут правильно воспринимать границы личной ответственности за свои действия и возникающие (реальные) риски для жизни и здоровья, с другой стороны, она является ответом на развитие актуальных и востребованных в молодежной среде экстремальных видов спорта.
Цель занятий: укрепление и сохранение здоровья учащихся, обеспечение разностороннего физического развития, создание условий для развития социально-активной личности воспитанников через занятие спортивным скалолазанием.
Задачи:
удовлетворение познавательных интересов и развитие познавательных, творческих способностей учащихся;
достижение учащимися уровня физической подготовленности в соответствии с требованиями данной программы;
овладение знаниями, умениями и навыками по скалолазанию;
формирование образа здоровой жизни у учащегося, через систематические занятия скалолазанием;
воспитание морально-волевых качеств, самостоятельности и ответственности;
воспитание патриотического сознания: любовь и бережное отношение к природе, к истории и культуры края, в том числе гордость за достижения соотечественников в спорте.
Образовательная деятельность секции «Скалолазание»
Воспитательная работа
Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Воспитательная работа направлена на формирование патриотизма, нравственных качеств (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), серьезное, грамотное отношение к безопасности собственной и товарищей, экологическую грамотность, бережное отношение и любовь к природе (во время занятий на естественном скальном рельефе), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.
Работа с детьми проводится как на учебном занятии, так и в походах выходного дня, в выездных палаточных лагерях, с использованием воспитательных средств:
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
-система морального стимулирования; личный пример и педагогическое мастерство педагога; наставничество опытных спортсменов.
-высокая организация учебного процесса
Основные воспитательные мероприятия:
- проведение тематических праздников, веселых стартов, фестивалей;
- совместный просмотр соревнований (видео);
- встречи со знаменитыми спортсменами;
- трудовые сборы и субботники;
- привлечение учащихся к посильной помощи в проведении соревнований;
- совместные экскурсии, походы на выставки, театры и кино;
- оформление учебных стендов и достижений ведущих скалолазов Центра.
Важное место в воспитательной работе отводится соревнованиям. Кроме воспитания понятий об общечеловеческих ценностях, серьезно обращается внимание на этику спортивной борьбы во время стартов и вне их. Перед соревнованиями необходимо настраивание не только на достижение победы, но и на проявление во время соревнований морально-волевых качеств. Наблюдая за особенностями поведения учащихся, их высказываниями и оценкой соперников во время соревнований, можно сделать выводы о формировании у занимающихся необходимых качеств.
Воспитанники секции скалолазания принимают участие в городских, областных, региональных соревнованиях по скалолазанию, где становятся победителями в разных возрастных категориях.
ПРИХОДИТЕ И УЗНАЙТЕ, НА ЧТО ВЫ СПОСОБНЫ!